Парламентский контроль: эффективность и ответственность

2016-06-17

В Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан состоялся семинар на тему «Вопросы совершенствования парламентского контроля за годы независимости: роль депутатов и сенаторов в обеспечении исполнения законов и государственных программ», организованный Комитетом Законодательной палаты по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан и Комитетом Сената по законодательству и судебно-правовым вопросам.

В работе семинара приняли участие депутаты, сенаторы, Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (омбудсман), представители министерств и ведомств, негосударственных некоммерческих организаций и СМИ, а также ученые и преподаватели Ташкентского государственного юридического университета, Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан, сотрудники Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, НИМФОГО, Центра повышения квалификации юристов.

На семинаре подчеркивалось, что в Узбекистане созданы прочные правовые основы деятельности национального парламента. Осуществленные поэтапные реформы способствовали последовательному повышению роли и значения парламента в системе органов государственной власти. В 2014 году в Конституцию Республики Узбекистан были внесены поправки, направленные на конституционное закрепление института парламентского контроля, дальнейшее расширение и усиление контрольных функций законодательной власти, повышение ответственности органов государственной власти и управления за исполнением законодательства.

Знаковым событием в деятельности парламента стало принятие вступившего в силу Закона «О парламентском контроле», нацеленного на дальнейшее совершенствование деятельности Олий Мажлиса по осуществлению парламентского контроля, а также внедрение дополнительных его механизмов, форм, способствующих усилению ответственности органов исполнительной власти. Создана по сути целостная система парламентского контроля за исполнением требований Конституции и законов. В важном документе определены субъекты и объекты парламентского контроля, закреплены его формы, определены меры, принимаемые по результатам парламентского контроля.

В ходе обсуждения члены парламента подчеркнули, что дальнейшее совершенствование деятельности Олий Мажлиса связано с дальнейшим усилением его роли в системе органов государственной власти, обеспечением верховенства закона, законности. Как подчеркнул глава государства на совместном заседании палат Олий Мажлиса в январе 2015 года, в новых конституционных условиях парламентские слушания, систематические отчеты членов правительства, руководителей органов государственного управления о состоянии дел по исполнению требований законодательства, обстоятельные ответы на запросы депутатов должны стать повседневной парламентской практикой.

Одной из форм парламентского контроля является запрос депутата Законодательной палаты и члена Сената. Так, депутат Законодательной палаты вправе направить должностным лицам органов государственной власти и управления запрос с требованием дать обоснованное разъяснение или изложить свою позицию, как правило, по вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов избирателей соответствующего избирательного округа или Экологического движения Узбекистана, а член Сената — по вопросам, связанным с интересами соответствующих регионов. На запрос депутата Законодательной палаты, члена Сената должностные лица органов государственной власти и управления направляют письменный ответ не позднее десяти дней со дня получения запроса, если не установлен иной срок.

Участники семинара рассмотрели теоретические и правовые аспекты направления парламентского запроса, национальный и зарубежный опыт в данной сфере.

Прозвучали конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию правоприменительной практики в сфере парламентского контроля, повышению эффективности деятельности парламента в этом направлении.

Источник: Информационное агентство «Жахон»