Важные факторы роста отечественной экономики

2016-02-28

Среди важнейших факторов стабильного экономического роста Узбекистана многие эксперты отмечают то, что с первых лет независимого развития в республике разработали и приступили к реализации курса на диверсификацию и повышение конкурентоспособности отечественной экономики на основе модернизации, масштабного внедрения современных технологий и оборудования.

И одними из приоритетных направлений в этой работе были обозначены локализация производства и расширение межотраслевой промышленной кооперации.

Как было отмечено на состоявшейся вчера в Министерстве экономики пресс-конференции, локализация производства является одним из важных направлений вовлечения внутренних резервов и возможностей дальнейшего укрепления промышленного потенциала страны за счет более глубокой переработки отечественных сырьевых ресурсов и расширения на этой основе объемов и номенклатуры производимой в республике продукции с высокой добавленной стоимостью. При этом можно отметить, что благодаря углублению локализации решается еще одна задача, которая на сегодняшний день обрела особую актуальность для некоторых стран. Речь идет о том, что максимальное использование внутренних ресурсов и возможностей для сбалансированного развития реального сектора экономики и освоения выпуска импортозамещающей и экспорто-ориентированной продукции снижает зависимость от внешних факторов, в частности, кризисных явлений в мировой экономике и неблагоприятной ситуации на внешних рынках.

Это еще раз подтверждает опыт Узбекистана, экономика которого демонстрирует стабильный рост даже в условиях продолжающегося глобального кризиса.

К примеру, инициированные руководством республики программы локализации производства на системной основе реализуются в Узбекистане на протяжении уже более 15 лет, и с 2000 года за счет этих проектов производство импортозамещающей продукции возросло более чем в 220 раз.

Если обратиться к итогам 2015 года, то по 696 проектам объем производства локализованной продукции составил четыре триллиона сумов, увеличившись за год в 1,3 раза, а расчетный эффект импорто-замещения превысил 1,5 миллиарда долларов.

В течение прошлого года освоено производство свыше 820 новых видов промышленной продукции. Среди них сложное нефтехимическое и шахтное оборудование, высоковольтные трансформаторные подстанции, запасные части и узлы компрессорных агрегатов, жидкости для гидравлического оборудования, светодиодные светильники, композитные материалы, спортивные тренажеры и множество других видов продукции, востребованной не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

При этом важное значение уделяется тому, что локализованные отечественными предприятиями товары должны стать значительно доступнее в цене, чем импортируемые аналоги. Это позволяет стимулировать внутренний спрос и наполнить отечественный рынок качественной продукцией собственного производства, которая, как показывает практика, по многим позициям заметно потеснила, а в чем-то и полностью вытеснила импорт.

Поданным, приведенным на мероприятии в Министерстве экономики, за счет локализации производства за последние два года полностью прекращен импорт по 97 товарным группам, включая шахтные вагонетки, вакуумные насосы, поковки, башенные краны, сварочные электроды, отдельные виды огнеупоров и кислотоупорных материалов, стеновые материалы, сэндвичпанели, ковролан, синтетический искусственный газон, аудиосистемы для автомобилей, стеклянные банки, бутылки, крахмал, хлебопекарные дрожжи и другое. Еще по 306 позициям импорт сокращен более чем в два раза. Среди этих позиций телевизоры, кондиционеры, холодильники и морозильники, пылесосы, бытовые светильники, автомобильные фильтры и радиаторы, цельнометаллические баллоны, спирально-шовные и прямо-шовные стальные трубы, медные трубы, керамическая плитка, линолеум, отдельные виды тканей из синтетических волокон, медицинские ампулы, полиграфические краски, детские игрушки, спортивный инвентарь и т. д.

Также следует отметить, что проекты Программы локализации реализуются по принципу последовательного углубления уровня локализации. Так, если до 2014 года производство жидкокристаллических телевизоров осуществлялось на основе крупноблочной сборки с уровнем локализации до 35 процентов, то в 2015 году в результате освоения производства интегральной печатной платы, корпусных и комплектующих деталей, проводов, пультов дистанционного управления и других компонентов он доведен до 40 процентов. Данный процесс продолжается, и уже к следующему году за счет освоения на отечественных мощностях производства жидкокристаллической панели приблизится к 50 процентам.

Важным результатом локализации производства и развития промышленной кооперации является то, что ведущие отрасли экономики год за годом увеличивают долю местных закупок. Только в 2015 году за счет реализации этого обеспечено сокращение импорта для производственной деятельности предприятий базовых отраслей на 9,5 процента, или на 444,6 миллиона долларов.

Большую роль в успешной реализации программы локализации играет привлечение иностранных инвесторов и создание совместных предприятий с ведущими мировыми технологическими лидерами. Это такие предприятия, как завод по производству большегрузных автомобилей в Самаркандской области с компанией «MAN», предприятия по выпуску сельскохозяйственной техники с компаниями «CLAAS» и «Lemken», электробытовой техники с компаниями «Toshiba», «Candy», «LG», «Samsung» и «ZTE».

Стимулированию внутреннего спроса, развитию внутриотраслевой и межотраслевой промышленной кооперации также способствует создание преференциального режима в контрактной системе при размещении заказов на приобретение отечественной продукции в рамках ежегодно проводимой по инициативе главы государства Международной промышленной ярмарки и Кооперационной биржи. Так, в ходе проведенной в 2015 году МПЯКБ заключено более 13,3 тысячи договоров на поставку в текущем году продукции на общую сумму 11,9 триллиона сумов, что на 38 процентов превышает показатели предыдущей ярмарки. Из них свыше 2,1 триллиона сумов пришлось на контракты на приобретение ранее импортированной продукции, что, согласно расчетам, обеспечит сокращение в 2016 году импорта отраслей промышленности для основного производства на 637,5 миллиона долларов.

Внимание участников пресс-конференции было обращено и на то, что в последние годы наряду с насыщением отечественными товарами внутреннего рынка стала заметно ощущаться тенденция расширения объемов и номенклатуры поставок локализованной продукции на внешние рынки. Только за 2015 год налажен экспорт 52 новых видов на сумму 25,1 миллиона долларов. Это одно и двухкамерные стиральные машины, промышленные энергосберегающие светодиодные лампы, трубки из медицинского стекла, профили фасонные из вулканизированной резины, косметические средства и другие.

Говоря о перспективах локализации производства и развития промышленной кооперации, организаторы сообщили о том, что Министерством экономики совместно с другими заинтересованными органами на системной основе разрабатывается перечень пользующихся стабильным спросом в республике и за рубежом товаров, который публикуется на сайте министерства (www.mineconomy.uz/local). Отечественным предприятиям, готовым инвестировать в производство, рекомендуется изучить вышеуказанный перечень и наладить производство рекомендованной к освоению востребованной импортозамещающей продукции. При этом было подчеркнуто, что для предприятий, осваивающих производство локализованной продукции, установлены льготы по освобождению от уплаты таможенных платежей, единого налогового платежа, налога на прибыль и налога на имущество.

Что касается среднесрочной и долгосрочной перспективы, то Программа локализации производства и расширения межотраслевой промышленной кооперации будет оставаться важнейшим инструментом реализации промышленной политики по максимально эффективному задействованию потенциала отраслей экономики для последовательной организации переработки сырья в востребованную на мировом рынке продукцию по трех-четырех стадийной схеме: базовое сырье — первичная переработка (полуфабрикаты) — готовые материалы для промышленного производства — готовая продукция для конечного потребления.

Источник: Информационное агентство «Жахон»