Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису

2017-12-23

Уважаемые депутаты и сенаторы!

Дорогие соотечественники!

Уважаемые гости!

Сегодня все мы являемся участниками важнейшего политического события в жизни нашей Родины.

Президент Республики Узбекистан впервые выступает с Посланием к парламенту страны – Олий Мажлису.

Известно, что во многих развитых странах мира существует практика обращения главы государства с Посланием к национальному парламенту по самым важным и актуальным вопросам политического, социально-экономического и демократического развития.

Думаю, что такой демократический метод государственного управления сегодня особенно востребован и созвучен проводимым в Узбекистане широкомасштабным реформам, прежде всего, принципу диалога с народом, и служит дальнейшему повышению эффективности нашей деятельности.

В сегодняшнем собрании наряду с членами Сената и депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса также посредством видеоконференцсвязи участвуют депутаты районных, городских и областных Кенгашей, руководители органов исполнительной власти и хозяйственного управления всех уровней.

Позвольте представить вашему вниманию Послание, посвященное основным итогам работы, осуществленной в 2017 году, который ознаменовал начало нового этапа нашего развития, и приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Узбекистан в 2018 году.

Для выполнения задач, предусмотренных на этот год в Стратегии действий по дальнейшему развитию нашей страны, были мобилизованы все силы и возможности государства и общества.

Важнейшим шагом на этом пути стало осуществление мер, намеченных в Государственной программе “Год диалога с народом и интересов человека”.

Следует отметить, что наш народ широко поддерживает проводимые в стране масштабные реформы. Первые результаты этих преобразований сегодня находят отражение в жизни соотечественников, растет их социальная активность, уверенность в завтрашнем дне.

Каждое решение, касающееся жизни страны, мы принимаем на основе непосредственного диалога с народом, с учетом мнений общественности. Краеугольным камнем нашей деятельности становится принцип “Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу”.

Работники государственных органов, прежде всего руководители, не ограничиваясь кабинетной работой, выезжают на места, занимаются практическим решением самых актуальных проблем населения.

В этом смысле мы с полной уверенностью можем сказать, что в истории Узбекистана 2017 год стал годом создания новой системы прямого диалога с народом, эффективного решения его жизненных проблем.

Являющиеся основой этой системы Народные приемные и Виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан стали своеобразным демократическим институтом по работе с обращениями граждан.

За короткое время в эти приемные обратились более 1,5 миллиона граждан, положительно решены копившиеся годами проблемы многих людей, что свидетельствует об утверждении в Узбекистане народовластия не на словах, а на деле.

Повышение персональной ответственности руководителей на местах за скорейшее исправление допущенных ошибок и недостатков стало важным результатом работы данной системы.

С учетом интересов народа кардинальные изменения осуществляются также в судебно-правовой сфере, системе прокуратуры и органов внутренних дел, являющихся важнейшими институтами обеспечения социальной справедливости.

Об этом мы уже подробно говорили на торжественном собрании, посвященном 25-летию принятия Конституции Республики Узбекистан, поэтому полагаю, что нет необходимости вновь останавливаться на данном вопросе.

В текущем году более 1100 лиц, проживающих в стране и не имевших гражданства Узбекистана, получили этот статус. Думаю, это является еще одним подтверждением обеспечения в нашей стране прав и свобод человека.

В экономической сфере в 2017 году мы сделали первые шаги по реализации эффективных реформ, отвечающих современным требованиям.

Приняты и последовательно реализуются законы, указы и постановления, всесторонне продуманные программы по организации нашей экономики на новой основе и ее дальнейшей либерализации, совершенствованию ее правовой базы, модернизации и диверсификации производства.

В стране за короткое время введен в строй 161 крупный промышленный объект. Это позволит нам в будущем году дополнительно производить продукции на 1,5 триллиона сумов.

Например, на Ташкентской теплоэлектростанции задействована парогазовая установка. За счет этого дополнительно будет произведено 2,5 миллиарда киловатт электроэнергии.

Также продолжается работа по строительству второй парогазовой установки на Навоийской теплоэлектростанции, гидрометаллургического завода на базе Авминза-Амантайских золотодобывающих рудников в Кызылкумах.

В настоящее время Алмалыкским горно-металлургическим комбинатом начата работа по освоению рудников «Ёшлик-1» и «Ёшлик-2». Ускоренными темпами ведется строительство таких крупных объектов, как Сардобинское, Центрально-Ферганское и Тупалангское водохранилища. Электрифицируется железнодорожная линия Фергана – Маргилан.

За счет пуска еще одного крупного объекта – Кандымского газоперерабатывающего комплекса в 2018 году дополнительно будет добыто 4 миллиарда 100 миллионов кубометров природного газа, более 67 тысяч тонн конденсата, свыше 106 тысяч тонн серы. На Мубарекском газоперерабатывающем заводе — одном из локомотивов экономики Узбекистана — в будущем году на полную мощность заработают блоки по очистке от серы дополнительно 6 миллиардов кубометров природного газа.

Наряду с этим в акционерном обществе “Узагротехсаноатхолдинг” в новом году будет налажено производство более 5 тысяч современных тракторов, свыше 1 тысячи хлопкоуборочных машин и более 2 тысяч прицепов.

Подобных примеров можно привести еще немало.

Самое важное, в экономической политике критически пересмотрен такой неприемлемый метод, как гонка за нереальными цифрами, стремление выдать за действительность утопические планы. Достижение конкретных результатов и обеспечение интересов человека определены в качестве главной цели наших реформ.

Благодаря осуществленным мерам в 2017 году устойчивые темпы экономического роста составили 5,5 процента, объем экспорта увеличился на 15 процентов. Положительное сальдо во внешней торговле достигло 854 миллиона долларов.

Мы начали свободную конвертацию нашей национальной валюты – сума. Юридические и физические лица получили возможность приобретения и продажи иностранной валюты в коммерческих банках без ограничений. С начала либерализации сферы объемы операций купли-продажи иностранной валюты выросли в 1,5 раза и составили порядка 1,3 миллиарда долларов. Вместе с тем золотовалютные резервы нашего государства увеличились на 1,1 миллиарда долларов.

В текущем году в стране налажена деятельность 12 свободных экономических и 45 промышленных зон, что способствует ускоренному развитию наших регионов. Ведется работа по организации в ближайшем будущем еще 50 новых промышленных зон.

В течение года постоянно в центре нашего внимания находился вопрос создания новых рабочих мест, имеющий для нас чрезвычайно важное значение. В 2017 году за счет строительства новых промышленных предприятий, развития малого бизнеса и частного предпринимательства, расширения сферы услуг было организовано свыше 336 тысяч новых рабочих мест. Мы определили для себя обеспечение занятости населения в качестве приоритетной задачи, поэтому и впредь будем придавать особое значение росту этих показателей не только в количественном, но и в качественном отношении.

Обеспечивается также выполнение принятых программ по реформированию социальной сферы как чрезвычайно важного направления государственной политики.

Известно, что долгие годы у нашего населения, особенно работников бюджетной сферы, малообеспеченных семей, жилищная проблема оставалась самой острой. Ради справедливости надо признать, что мы почти не уделяли внимания этому вопросу. Учитывая потребности людей, в текущем году мы приступили к строительству доступного жилья по обновленным проектам на основе льготных ипотечных кредитов.

В городах и селах было построено типовых и многоэтажных домов общей жилой площадью более 3,5 миллиона квадратных метров. По сравнению с предыдущими годами объемы жилищного строительства резко возросли, к примеру, относительно 2007 года – в 20 раз, 2010 года, когда была начата реализация программы строительства жилья по типовым проектам, – в 3,5 раза, а по отношению к 2014 году – в 2 раза.

Следует подчеркнуть, что за последние 25 лет мы впервые начали строительство многоэтажных домов со всеми удобствами по доступным для населения ценам. В 2017 году было построено и сдано «под ключ» таких многоквартирных домов площадью свыше 800 тысяч квадратных метров.

Только в городе Ташкенте в текущем году возведено 420 тысяч квадратных метров жилья – почти в 3 раза больше, чем в прошлом году.

Принимая во внимание, что вопрос обеспечения населения доступным жильем по-прежнему остается актуальным, мы обязательно продолжим эту работу и в новом году еще в больших масштабах.

Потому что люди не завтра, не в далеком будущем, а именно сегодня хотят видеть позитивные изменения в своей жизни. Наш трудолюбивый, добросердечный и великодушный народ имеет на это полное право.

Приняты конкретные меры по улучшению экологической ситуации в Приаралье. При Министерстве финансов создан Фонд развития региона Приаралья, в который направлены средства в размере более 200 миллиардов сумов.

За счет этих средств улучшаются водоснабжение, условия жизни жителей Республики Каракалпакстан и Хорезмской области. Наряду с этим в данных регионах капитально отремонтировано и реконструировано более 3 тысяч километров внутренних дорог.

В текущем году особое внимание мы уделяли строительству новых и ремонту действующих образовательных учреждений. Построены 12 общеобразовательных школ, реконструированы 320, капитально отремонтированы 152 школы. Кроме того, построены и реконструированы 107, капитально отремонтированы 195 дошкольных образовательных учреждений.

Учитывая большую роль и значение воспитания наших детей с раннего возраста, мы организовали Министерство дошкольного образования. Нам необходимо укреплять материально-техническую базу этой сферы, в том числе в ближайшие 3-4 года мы должны построить во всех регионах страны и оснастить тысячи новых детских садов, поднять на новый уровень качество получаемого в них образования и воспитания.

В соответствии с предложениями многих родителей, учителей и учащихся, широкой общественности мы восстановили 11-летнее общее образование.

Для восполнения потребности на местах в учителях в Ташкентской области организован Чирчикский государственный педагогический институт.

Кроме того, в 15 высших образовательных учреждениях открыты заочные отделения, где более 5 тысяч педагогов, окончивших колледжи, смогут получить высшее образование.

В системе образования на основе инновационного и креативного подходов созданы специализированные школы по углубленному изучению точных наук, носящие имена Мухаммада Хорезми и Мирзо Улугбека.

Осуществляется также значительная работа по дальнейшему совершенствованию системы высшего образования. В частности, принята Программа комплексного развития системы высшего образования в 2017-2021 годах.

За счет вновь организованных институтов и филиалов вузов количество высших образовательных учреждений достигло 81, филиалов в регионах – 15, филиалов зарубежных университетов – 7. Кроме того, следует отметить договоренности о создании в городе Алмалыке филиала Московского института стали и сплавов, а в Ташкенте – филиала Вебстерского университета США.

Исходя из потребностей реального сектора экономики, в некоторых высших учебных заведениях открыты заочные и вечерние отделения.

Были приняты меры по совершенствованию системы и укреплению материально-технической базы Академии наук Узбекистана, восстановлена деятельность ряда научно-исследовательских институтов и центров в ее составе.

После многолетнего перерыва проведены выборы в Академию наук. Большое число талантливых ученых, пользующихся авторитетом в стране и за рубежом, удостоены высокого звания академика. В свою очередь, мы вправе ждать от Академии наук практических результатов перспективных исследований, новых научных разработок.

Вся эта наша последовательная работа направлена на достижение одной цели – Узбекистан должен стать конкурентоспособным на мировой арене в области науки, интеллектуального потенциала, современных кадров, высоких технологий.

Дорогие друзья!

Говоря о развитии культурно-гуманитарной сферы, прежде всего следует отметить, что в текущем году было принято 12 важных документов, касающихся вопросов культуры, искусства и литературы, средств массовой информации.

В целях повышения роли и значения творческих союзов в жизни страны, укрепления их материально-технической базы созданы Общественный фонд по поддержке творческих деятелей Узбекистана «Илхом», а также совместно с учреждениями культуры и искусства, крупными компаниями и банками – «Клубы друзей».

Кроме того, в Ташкенте на территории Национального парка созданы Аллея литераторов, новое здание Союза писателей, в Каракалпакстане и ряде областей – творческие школы, носящие имена наших выдающихся писателей и поэтов. Также реконструированы Кокандский городской, Хорезмский и Джизакский областные драматические театры, организован Ферганский региональный филиал Узбекского государственного института искусств и культуры.

Когда мы говорим о проектах, являющихся важными событиями в нашей духовной жизни, следует особо подчеркнуть, что начата работа по организации деятельности таких научно-просветительских учреждений, как Центр исламской цивилизации в Узбекистане, международные научно-исследовательские центры имени Имама Бухари и Имама Термизи, Исламская академия.

Наряду с этим при мемориальных комплексах наших великих мыслителей созданы школы по изучению хадисов, мусульманского права, суфизма и других направлений.

Безусловно, наша деятельность в этом направлении имеет глубокую научную и практическую основу.

Известно, что наша земля, находящаяся на перекрестке древних культур и цивилизаций, взрастила тысячи ученых и мыслителей, великих поэтов и богословов. Оставленное ими бесценное наследие, в том числе в области точных наук и религиозно-философских знаний, сегодня является духовным достоянием всего человечества.

В настоящее время в книжных фондах Узбекистана хранится более 100 тысяч древних рукописей. К сожалению, эти уникальные книги еще полностью не изучены, они ждут своих исследователей и читателей.

На страницах этих редчайших произведений можно найти ответы и на множество проблем современности. В частности, и по сей день не потерявшие актуальности глубокие мысли и идеи, которые раскрывают истинно гуманистическую суть ислама, призывают всех людей, независимо от их национальности, вероисповедания и социального статуса, к добру, милосердию и согласию.

Вместе с тем следует откровенно признать, что мы, являясь наследниками такого уникального достояния, сделали еще далеко не все для их изучения, ознакомления с ними наших соотечественников, прежде всего подрастающего поколения, а также международной общественности.

Мы много говорим о необходимости борьбы с религиозным невежеством, против вредоносных течений – посредством просветительства. Это, конечно, правильно. Но где это просветительство, эти знания – прежде всего, не в таких ли книгах, оставленных нам нашими великими предками?

Все наши практические действия в данной области направлены на достижение именно такой благородной цели и вызывают большой интерес и внимание не только в нашей стране, но и за рубежом.

Поэтому недопустимо, чтобы в нашем обществе, обладающем таким бесценным богатством, имеющем передовую интеллигенцию, тысячи просвещенных улемов, в нашей стране, выступающей с важными инициативами в этой сфере, появлялись адепты религиозного фундаментализма.

Уважаемые участники собрания!

В 2017 году проделана также большая работа в сфере физического воспитания и спорта.

Всех нас радуют спортивные успехи нашей молодежи. Заявляют о себе все новые и новые чемпионы мира и континента, международные гроссмейстеры по шахматам.

В завершающемся году спортсмены Узбекистана добились высоких результатов на различных соревнованиях по боксу, дзюдо, таэквондо, тяжелой атлетике, вольной борьбе, самбо.

2017 год стал яркой страницей в истории узбекского национального кураша. На прошедшем в сентябре в Туркменистане заседании Генеральной ассамблеи Олимпийского совета Азии было принято решение о включении этого вида спорта в программу Азиатских игр. Таким образом, на предстоящих в 2018 году в Индонезии XVIII Азиатских играх спортсмены разных стран будут также участвовать в состязаниях по узбекскому национальному курашу.

В настоящее время мы работаем над совершенствованием деятельности Национального олимпийского комитета Узбекистана. Теперь подготовка к Олимпийским играм и другим престижным соревнованиям будет осуществляться на новой основе, полностью отвечающей мировым стандартам.

Сегодня с этой высокой трибуны позвольте выразить большую благодарность всем нашим молодым спортсменам, их наставникам и тренерам за их заслуги в развития нашего национального спорта, пожелать им новых побед.

Дорогие соотечественники!

За минувший период в сфере внешней политики мы достигли значительных результатов в развитии дружеских и взаимовыгодных отношений с зарубежными государствами, в первую очередь с соседними странами.

В 2017 году состоялся 21 визит на высшем уровне, проведены встречи с руководителями и представителями более 60 государств и международных организаций. В результате заключено свыше 400 соглашений, подписаны торговые и инвестиционные договоры в общей сложности почти на 60 миллиардов долларов США.

В целях своевременной реализации принятых документов разработаны 40 “дорожных карт”, которые выполняются совместно с нашими зарубежными партнерами.

Мы приступили к осуществлению принципа “Главный приоритет внешней политики Узбекистана – Центральная Азия”. В итоге в нашем регионе создана совершенно новая политическая атмосфера, укрепляются взаимосвязи, основанные на взаимном доверии и добрососедстве.

Установлено стратегическое сотрудничество с Туркменистаном и Кыргызстаном. Подписан ряд важных документов по дальнейшему углублению стратегического партнерства с Казахстаном, заключены экономические соглашения на 2 миллиарда долларов. Укрепляется сотрудничество и с Таджикистаном. Налажены авиарейсы между городами Ташкент и Душанбе.

Подписание Договора о Государственной границе с Кыргызстаном стало серьезным шагом в обеспечении безопасности и стабильности в Центральной Азии.

Заключены важные соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве с соседней Исламской Республикой Афганистан, начата практическая работа по новым экономическим проектам.

Также достигнуты эффективные соглашения и договоренности с Россией, Китайской Народной Республикой, Южной Кореей, Турцией, США, государствами Европейского Союза, мусульманскими странами.

Узбекистан на новом уровне развивает сотрудничество с такими международными структурами, как Организация Объединенных Наций, Исламская организация сотрудничества, Шанхайская организация сотрудничества, Содружество Независимых Государств.

Восстановлено сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития, установлены партнерские связи с Европейским инвестиционным банком. Динамичный характер приобретает взаимодействие со Всемирным банком, Международным валютным фондом, Азиатским банком развития, Исламским банком развития, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций.

Происходящие в стране позитивные преобразования повышают интерес к Узбекистану на международной арене, служат укреплению нашего статуса в мировом сообществе.

Конечно, можно долго говорить об осуществленной нами в течение года работе. Однако мы хорошо понимаем, что все это – лишь первые шаги на избранном нами непростом, но единственно верном пути.

Пользуясь случаем, выражаю искреннюю благодарность активно участвовавшим в реализации Государственной программы “Год диалога с народом и интересов человека” представителям государственных и негосударственных организаций, хозяйственных объединений и компаний, всем, кто внес вклад в это благородное дело.

Уважаемые участники заседания!

По сложившейся в нашей стране доброй традиции, теперь мы должны посоветоваться о названии наступающего нового, 2018 года.

Мы много думали по данному вопросу. Учли обращения и письма, поступившие в течение года от наших граждан в Народные приемные и Виртуальную приемную Президента, государственные органы, суждения, высказанные в ходе состоявшихся на местах встреч, изучили мнение общественности.

Принимая во внимание все высказанные предложения и рекомендации, я предлагаю назвать новый, 2018 год в нашей стране Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий.

В этой связи хотел бы коротко остановиться на понятии активное предпринимательство. Это такое направление в экономике, когда бизнес-деятельность организуется на основе инновационных, современных подходов, передовых технологий и методов управления.

Когда мы говорим «активные предприниматели», мы подразумеваем деловых людей, способных производить конкурентоспособную продукцию, самое важное – создающих новые рабочие места, приносящих пользу не только себе и своей семье, но и всему обществу.

Нашей первоочередной задачей должно стать оказание всемерной поддержки предпринимателям, в частности, в формирования благоприятных условий для ввоза и внедрения в производство высоких технологий, новейших достижений науки.

Также мы должны создать им широкие возможности для повышения квалификации, стажировки в ведущих зарубежных компаниях и организациях, осуществления с ними взаимовыгодного сотрудничества.

Сегодня мы переходим на путь инновационного развития, направленного на коренное улучшение всех сфер жизни государства и общества.

И это закономерно. Ведь кто выигрывает в нынешнем стремительно развивающемся мире? Только то государство, которое опирается на новую мысль, новую идею, инновацию.

Инновация – значит будущее. Если мы сегодня начинаем строить наше великое будущее, то должны делать это прежде всего на основе инновационных идей, инновационного подхода.

Именно поэтому мы организовали Министерство инновационного развития и поставили перед ним конкретные задачи. Надеемся, что это министерство будет выполнять роль своеобразного локомотива в реализации важнейших проектов не только в экономической сфере, но и в жизни всего нашего общества.

В 2018 году в центре внимания будут находиться задачи по развитию научно-исследовательской и инновационной деятельности, мобилизации для этого необходимых финансовых ресурсов, всесторонней поддержке участия одаренной молодежи в этом процессе, творческих идей и разработок.

I. Приоритетные направления совершенствования системы государственного и общественного строительства

Уважаемые народные представители!

Необходимость эффективного решения имеющихся в настоящее время в жизни общества проблем, последовательного продолжения широкомасштабных реформ требует создания совершенно новой системы в сфере государственного управления.

Думаю, что настало время разработки и принятия Закона «О государственной службе».

При этом наряду с другими важными вопросами необходимо предусмотреть создание системы оплаты труда и достойного социального обеспечения государственных служащих и вместе с тем — повышение ответственности должностных лиц.

В сфере управления, в первую очередь, мы должны внедрить конкретные критерии и порядок совершенствования деятельности органов исполнительной власти, рационального использования кадровых, материальных ресурсов.

Во-вторых, необходимо четко определить порядок осуществления задач, возложенных на органы исполнительной власти, круг их ответственности.

В-третьих, следует сократить административное влияние на отрасли экономики и широкое использование рыночных механизмов. То есть, требуется ограничение участия государства в создании бизнес-структур, разработка соответствующих рыночных механизмов, передача отдельных функций государства частному сектору.

В-четвертых, нужно усовершенствовать методы и приемы, обеспечивающие тесное сотрудничество между представительными органами и органами исполнительной власти, и поэтапно отказаться от чрезмерно централизованного управления.

Необходимо оказание государственных услуг непосредственно на местах, расширение финансовых и других возможностей для органов местной власти. Следует оптимизировать и упростить имеющиеся процедуры, внедрять инновационные формы управления.

В-пятых, необходимо реформирование института государственной службы, внедрение действенных механизмов борьбы с коррупцией.

Сегодня сама жизнь требует от нас формирования профессиональной, мобильной и нацеленной на конкретные результаты системы государственной службы, разработки эффективной системы, открывающей широкую дорогу инициативным, мыслящим по-новому, преданным Родине и народу кадрам.

В выполнении этих задач руководством для нас должна стать Концепция административной реформы в Республике Узбекистан.

Как известно, в целях эффективной борьбы с коррупцией в стране был принят отдельный закон.

Последовательно реализуется соответствующая государственная программа, которая включает меры, направленные на достижение конкретных целей в этой сфере.

В результате за 9 месяцев текущего года количество преступлений, связанных с коррупцией, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 33 процента.

Такие показатели мы должны рассматривать как первые результаты нашей продолжительной борьбы с коррупцией и еще решительнее вести работу в этом направлении.

Дорогие друзья!

Полагаю уместным отдельно остановиться на роли и значении парламента, депутатов и сенаторов в повышении эффективности реализуемых нами реформ.

В ходе состоявшейся 12 июля этого года встречи с членами Олий Мажлиса было особо отмечено, что парламент нашей страны должен стать подлинной школой демократии, инициатором и решающей силой в реализации реформ, и мы утвердили программу практических мер.

Но какова польза нашему обществу от исполнения данной программы, кто из депутатов или сенаторов внес вклад в облегчение жизни наших людей, решение их насущных проблем в сферах здравоохранения, экологии, коммунального хозяйства, образования и других?

К сожалению, конкретные примеры такой заботы наши люди не видят ни в жизни, ни в печати, ни по телевидению. Лишь на бумаге остался призыв к нашим депутатам, сенаторам стать активнее.

Из 136 законодательных инициатив, поступивших в течение года, лишь 27 были выдвинуты депутатами, и в основном касаются внесения изменений и дополнений в действующие законы исходя из указов и постановлений Президента. Уже одно это не указывает ли на недостаточную эффективность деятельности нашего парламента?

Неужели для реализации реформ должны приниматься только указы и постановления Президента? Ведь парламент призван разрабатывать эффективные законы, направленные на коренное улучшение разных сфер.

К сожалению, деятельность нашего парламента во многом заключается в проведении формальных заседаний. Почему выявленные или поднимаемые электоратом проблемы не решаются путем принятия соответствующих законов либо решительной постановкой вопроса перед исполнительной властью?

Уважаемые депутаты, наш народ ждет от вас ответа на эти вопросы. Прошли те времена, когда бытовало мнение, мол, мы избраны депутатами или сенаторами, теперь можно жить спокойно.

Парламенту нашей страны было рекомендовано содействовать внедрению делового, конструктивного, самокритического духа в деятельность местных Кенгашей, работу системы здравоохранения, сферу раннего предупреждения преступности и правонарушений.

Однако роль парламента и депутатов в этих сферах ощущается недостаточно.

Сегодня мы не можем сказать, что в каком-либо регионе услуги, оказываемые населению учреждениями системы здравоохранения, отвечают требованиям времени.

Было бы целесообразно, если бы Законодательная палата (Н. Исмоилов) уделяла больше внимания решению проблем в этой сфере. К примеру, можно было бы создать в нижней палате Олий Мажлиса отдельный комитет по вопросам здравоохранения и организовать работу депутатов – его членов в основном на местах.

Если посмотреть на отчеты, то создается впечатление, будто в деятельности местных Кенгашей происходят позитивные перемены, однако это выражается лишь в цифрах. Нам нужны не цифры, а конкретные результаты.

Лишь в том случае, когда улучшится положение дел в регионах, когда будет обеспечено исполнение бюджета, снизится преступность, появятся новые рабочие места в необходимом количестве, и, самое важное, повысится уровень жизни людей, только тогда можно будет дать положительную оценку деятельности местных Кенгашей.

К сожалению, ни в одном районе деятельность Кенгаша народных депутатов не организована на должном уровне.

Руководству Сената (Н. Йулдошев) целесообразно критически, с учетом мнений граждан, рассмотреть деятельность в этом направлении верхней палаты и принять необходимые меры по коренному изменению работы представительных органов.

Также необходимо не допускать ослабления работы по профилактике правонарушений в регионах и повышению эффективности борьбы с преступностью.

В важнейшем направлении деятельности парламента – законотворчестве также наблюдается ряд ошибок и недостатков.

Следует признать, что принятие законов и подзаконных актов, которые в большинстве случаев не способствуют решению каких-либо конкретных вопросов, а иногда противоречат друг другу, на практике приводит к множеству проблем.

Спрашивается, кому нужны создаваемые неэффективные рабочие группы, а также «мертвые» законы, не влияющие на правоприменительную практику и не имеющие механизмы исполнения?

В целях предотвращения таких негативных явлений мы должны разработать и реализовать Концепцию совершенствования законотворчества и нормотворчества.

Впредь мы критически пересмотрим практику принятия законов в рамках реализации различных программ.

Все мы должны хорошо осознавать: единственным источником и автором закона должен быть народ.

Отныне мнения и предложения по каждому законопроекту будут поступать непосредственно от граждан, местных Кенгашей народных депутатов.

В процессе принятия законов мы должны эффективно использовать систему широкого обсуждения законопроектов населением. Для организации такого обсуждения руководству Олий Мажлиса необходимо создать специальные «площадки» в сети Интернет.

Для выражения гражданами своей позиции по важным вопросам, касающимся жизни нашего государства и общества, целесообразно создать специальную веб-страницу “Мое мнение”.

В качестве передового механизма демократии предлагается внедрить порядок внесения коллективного электронного обращения.

Иными словами, должно быть законодательно закреплено обязательное рассмотрение Олий Мажлисом или Кенгашами народных депутатов инициатив, выдвинутых группами граждан.

Недавно мы создали Институт проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе. Он призван стать своеобразным научным центром, глубоко анализирующим различные предложения, поступающие в Олий Мажлис.

Еще один важный вопрос – для всестороннего изучения положения дел во всех сферах, разработки действенных мер и решения имеющихся проблем необходимо дальнейшее усиление роли палат Олий Мажлиса и политических партий.

Здесь также следует избавиться от практики погони за цифрами. Если вместо решения сотен проблем на бумаге вы на деле решите хоть несколько проблем, то избиратели будут удовлетворены вашей работой, уважаемые депутаты.

Самое важное, наши граждане на примере собственной жизни должны ощущать проводимые преобразования, чувствовать, что в системе государственной власти действительно есть их представители.

Обеспечение межпартийной конкуренции, создание равных условий для всех политических субъектов является важным условием усиления роли парламента.

Как известно, организованное в 2008 году Экологическое движение Узбекистана за прошедший период превратилось в настоящую политическую силу. Однако следует признать, что включение представителей движения в состав нижней палаты парламента на основе заранее определенной квоты не способствует повышению их активности и инициативности.

Думаю, что настало время создать равные условия для всех политических сил и отказаться от квотирования мест в Законодательной палате для представителей Экологического движения. Введение данного изменения усилит здоровую конкуренцию на политической арене и послужит укреплению Экологического движения как отдельной политической силы.

В этой связи хотел бы также остановиться на избирательном законодательстве, имеющем важное значение в нашей политической жизни. Принятые в этой сфере 6 законов и ряд подзаконных актов, к сожалению, до сих пор не гармонизированы как единый документ.

Необходимо разработать и принять единый Избирательный кодекс, отвечающий международным нормам и стандартам.

Также уже сегодня следует приступить к разработке Программы мер по подготовке к выборам в представительные органы власти, которые состоятся в 2019 году. В программе особое внимание необходимо уделить организации этого политического процесса в еще более открытом духе, что соответствует передовой практике.

Уважаемые друзья!

Очередной стоящий перед нами важный вопрос в целях создания населению еще более благоприятных условий – это коренное повышение качества и расширение государственных услуг.

Поэтому при Министерстве юстиции мы организовали новую структуру — Агентство государственных услуг, которое будет координировать и контролировать работу по их оказанию всеми государственными ведомствами.

Отныне центры государственных услуг данного Агентства, которые начнут действовать при Народных приемных, будут оказывать оперативные и качественные услуги не только предпринимателям, но и всем гражданам.

Актуальным вопросом все еще остается планирование деятельности государственных органов, повышение ее эффективности.

В настоящее время не существует конкретного критерия, позволяющего объективно оценивать деятельность определенного ведомства за прошедший период. К примеру, я пока не знаю, по каким критериям оценивается работа Министерства экономики или другого ведомства.

Поэтому министерства и ведомства, хокимияты всех уровней при определении прогнозных параметров должны наметить конкретные количественные и качественные показатели ожидаемых результатов их деятельности.

В связи с этим надо пересмотреть структуру и задачи государственных органов. Чтобы не допустить ошибок в этой сфере, необходимо принимать глубоко продуманные решения, получить положительное заключение Комиссии по реализации Концепции административной реформы.

Для повышения эффективности принимаемых мер чрезвычайно важное значение имеет обеспечение слаженной работы органов исполнительной власти.

К сожалению, сегодня отсутствие четкого разграничения ответственности, определения ее степени по направлениям деятельности, механизмов полномочий мешает достичь этой цели.

В связи с этим в сфере государственного управлен

Источник: УзА