В планах - тысячи километров

2016-04-14

Немногим больше года назад глава государства подписал постановление "О Прог­рамме развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015-2019 годы".

В соответствии с ним только за прошлый год в республике реконструировали 382,4 километра автомобильных дорог общего пользования, что почти на два процента больше прогнозных показателей.

Протяженность сети дорог Узбекистана сос­тавляет 184 тысячи километров, из которых 42 676 километров - общего пользования. В частности, протяженность Узбекской национальной автомагистрали сегодня - 2755 километров. Неудивительно, что автомобильный транспорт стал основой транспортной инфраструктуры.

Примерно 90 процентов в общем объеме грузовых и пассажирских перевозок приходится именно на его долю. Это свидетельствует о высокой степени актуальности реформ по дальнейшему укреплению дорожно-транспортной инфраструктуры в республике. Как отметил Президент в докладе на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016-й, важной задачей является продолжение начатой работы по безусловной реализации основных положений Программы развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015-2019 годы.

Совершенствованием деятельности эксплуатационных и подрядных организаций в сфере содержания, ремонта, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования занимается акционерная компания "Узавтойул". Инвестиционные программы государственного масштаба играют важную роль в решении задач по реконструкции действующих трасс, строительству новых и доведению их до мировых стандартов качества. В частности, постановлением главы государства "О Программе развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015-2019 годы" утвержден адресный список модернизации частей дорог республики, входящих в состав Узбекской национальной автомагистрали и дорог общего пользования, а также мероприятий по техническому развитию производственных баз профильных организаций. Согласно этому списку намечены строительство и реконструкция на дорогах протяженностью 2699,8 километра. В документе обозначена реконструкция более четырех тысяч километров межхозяйственных дорог, двух тысяч километров городских и сельских улиц и дорог районных центров. Кроме того, предусмотрено приобретение оборудования и техники.

С момента принятия программы прошло чуть больше года, однако уже достигнуты определенные результаты. Так, если на прошлый год были запланированы строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования протяженностью 376,3 километра, то на практике реконструировано 382,4 километра и привлечено 1268,5 млрд сумов инвестиционных средств. В частности, провели реконструкцию трассы международного значения, считающейся основным транспортным коридором - А-380 "Гузар - Бухара - Нукус - Бейнеу" протяженностью 118 километров. Реконструированы 37,5 километра автодороги М-37 "Самарканд - Бухара - Туркменбаши", 57 километров дороги М-39 "Алматы - Бишкек - Ташкент - Термез", 35 километров дороги 4Р87 "Гузар - Чим - Кукдала", 15 километров - А-373 М-39 "Гулистан - Бука - Ангрен - Коканд - Андижан - Ош" и 12 километров новой кольцевой дороги Карши. В 2015 году построены и реконструированы более тысячи погонных метров путепроводов и мостов, входящих в состав Узбекской национальной автомагистрали. Наряду со строительством и реконструкцией участков новой Ташкентской кольцевой дороги, в частности, возведением моста над рекой Чирчик длиной шесть километров, ведутся работы по новым направлениям. В целом предприятия и организации АК "Узавтойул" провели строительные и реконструк­ционные работы на 1,4 трлн сумов, что на 36 процентов больше в сравнении с результатами 2014-го.

Около 288,6 тонны дорожной битумной продукции сэкономлено благодаря внедрению в практику строительства покровов и основ автодорог из бетона марки М-200 под давлением. Государственный комитет по архитектуре и строительству разработал и утвердил соответствующие нормативные документы. В этом году планируется сэкономить 28 тысяч тонн битумной продукции на 39,2 млрд сумов.

Специалисты Научно-исследовательского института автомобильных дорог при АК "Узавтойул" совместно с АО "Максам-Чирчик" создали антигололедный химический реагент из карбамида, нитратов кальция и магния вместо смеси из песка и соли. Изобретение прошло апробацию на перевале Камчик, где новый реагент подтвердил высокие рабочие качества: при всей своей эффективности он экологически безопасен, не разрушает бетонное дорожное покрытие и ограждения. По результатам испытаний институт разработал методические рекомендации по применению нового реагента на автомобильных дорогах Узбекистана.

Согласно Инвестиционной программе на этот год запланированы строительство и реконструкция 512,9 километра дорог. Кроме того, будут возведены шесть путепроводов и десять новых мостов на Узбекской национальной автомагистрали и трассах общего пользования.

Источник: «Правда Востока»