Легкий старт деловой идеи

2016-04-13

В годы независимости в Узбекистане под руководством главы нашего государства реализуются масштабные экономические реформы, важнейшими аспектами которых являются упрощение порядка осуществления предпринимательской деятельности, создание для субъектов бизнеса более благоприятных условий.

Одними из ключевых направлений этих преобразований определены устранение излишних бюрократических барьеров и препон на пути развития бизнеса, ограничение вмешательства государственных и контролирующих органов в работу субъектов предпринимательства. Для этого сформирована и постоянно совершенствуется соответствующая нормативно-правовая база, состоящая из широкого ряда законодательных актов.

Благодаря этим документам существенно упрощены процессы государственной регистрации субъектов предпринимательства, выделения земельных участков, получения разрешений на строительство, регистрации собственности, подключения к инженерно-коммуникационным сетям, кредитования, осуществления внешнеэкономической деятельности, рассмотрения хозяйственных споров. Так, только в 2011-2014 годах отменено 167 разрешительных процедур и 17 лицензий, а также более 100 различных форм отчетности, сокращена периодичность предоставления ряда ее видов.

На старте бизнеса выпускники профессиональных колледжей в случае их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в течение года после окончания образовательного учреждения освобождаются от уплаты фиксированного налога сроком на шесть месяцев. Важным стимулом послужило также предоставление индивидуальным предпринимателям права нанимать работников с уплатой за каждого нанятого страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд в размере 50 процентов от минимальной заработной платы и фиксированного налога в размере 30 процентов от установленной для них ставки. При этом законодательно закреплен принцип применения предоставленных субъектам предпринимательства льгот и преференций без какого-либо письменного обращения с их стороны.

Наряду с этим особое внимание уделяется совершенствованию порядка оказания государственных услуг деловым людям и внедрению бесконтактных форм взаимоотношений между госорганами и субъектами предпринимательства. Постановлением Кабинета Министров "О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства" от 31 декабря 2014 года при их предоставлении установлен запрет на запрос у субъектов предпринимательства информации и документов, имеющихся в других государственных органах и иных организациях, в том числе справок об отсутствии налоговой или задолженности по коммунальным платежам, копий учредительных документов, лицензий и документов разрешительного характера.

Следующим шагом в этом направлении стало создание на базе инспекций по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов) единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу "одно окно". Начало их функционирования с 1 января этого года подняло на новый уровень развитие государственного регулирования предприниматель­ской деятельности в республике.

Постановлением Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу "одно окно" от 28 сентября 2015 года утвержден перечень госуслуг, оказываемых исключительно через специализированные центры. В настоящий момент он включает в себя 16 их видов, однако Кабинету Министров предоставлено полномочие дополнять его.

В процессе рассмотрения заявления об оказании госуслуг уполномоченному органу запрещается требовать дополнительные документы и (или) сведения, а также приглашать заявителя, обратившегося в центр "одно окно". Кроме того, для создания дополнительных удобств бизнесменам здесь размещаются кассы банков по приему платежей. Центры оборудованы информационными стендами и стойками, содержащими актуальные и исчерпывающие данные о государственных услугах, оказываемых по принципу "одно окно". Ожидание очереди организуется с использованием электронной системы ее управления. Заявитель также может записаться в очередь дистанционно - по телефону, электронной почте центра и через Единый портал интерактивных государственных услуг.

На органы юстиции возложена ответственная задача по осуществлению контроля за обеспечением законности в работе центров "одно окно", недопущению бюрократических барьеров, препятствующих развитию субъектов предпринимательства и усложняющих установленный законодательством порядок предо­ставления им государственных услуг. В связи с этим министерство осуществляет постоянный мониторинг деятельности центров.

Его результаты показывают, что с момента внедрения нового порядка в стране наблюдаются существенные позитивные изменения в этой области. Центры "одно окно", прежде всего, упрощают излишнюю регламентацию предпринимательской деятельности.

По данным на конец марта 2016 года, через них оказано более 21 тысячи государственных услуг. В частности, более 6,8 тысячи - по подключению объектов, принадлежащих субъектам предпринимательства, к инженерно-коммуникационным сетям на условиях "под ключ", 6825 -государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними. По выдаче разрешений на производство строительно-монтажных работ - 834 и свыше 700 - на перепрофилирование и реконструкцию объекта, более 500 - по переводу жилого помещения в категорию нежилого и других.

Шерзод Озодзода
Главный консультант управления экономического
законодательства Министерства юстиции
Республики Узбекистан.

Источник: «Правда Востока»