Информационное сообщение о пятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
2016-04-01
31 марта 2016 года в городе Ташкенте открылось пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем присутствовали приглашенные члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители других организаций, средств массовой информации.
Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса Н. Йулдошев.
Сенаторы начали работу с рассмотрения Закона Республики Узбекистан «О парламентском контроле». Отмечалось, что в последние годы в соответствии с Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, разработанной главой государства и принятой парламентом, реализованы меры, способствовавшие повышению роли парламента в системе государственной власти, проведена значительная по масштабам работа, направленная на последовательную реализацию конституционного принципа разделения ветвей власти, расширение полномочий и контролирующих функций Олий Мажлиса, органов представительной власти на местах.
В 2014 году в Конституцию Республики Узбекистан были внесены изменения и дополнения, направленные на конституционное закрепление института парламентского контроля, дальнейшее расширение и усиление контрольных функций законодательной власти, повышение ответственности органов государственной власти и управления за исполнение законодательства.
На торжественном собрании, посвященном 23-й годовщине Конституции Республики Узбекистан, Президент нашей страны особо отметил необходимость принятия Закона «О парламентском контроле».
Основной целью рассматриваемого закона стало создание целостной системной законодательной базы осуществления парламентского контроля за исполнением требований Конституции и законов, повышение эффективности деятельности и ответственности органов государственной власти и управления по реализации возложенных на них задач и функций, а также важнейших государственных программ.
В законе определены субъекты и объекты парламентского контроля, закреплены его формы, регламентированы меры, принимаемые по результатам парламентского контроля.
Так, к субъектам парламентского контроля отнесены палаты Олий Мажлиса, комитеты (комиссии) палат, фракции политических партий, депутатские группы, депутаты и сенаторы, а также Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман).
Четко определены формы парламентского контроля: рассмотрение исполнения Государственного бюджета страны, заслушивание отчета Премьер-министра по отдельным актуальным вопросам социально-экономического развития страны, информации членов правительства, отчетов Счетной палаты, Генерального прокурора, Госкомприроды, Центрального банка. Закреплены и такие формы контроля, как парламентский запрос, запрос депутата и сенатора, изучение комитетами палат Олий Мажлиса состояния исполнения законодательных актов, ряд новых, но уже апробированных на практике таких форм контроля, как мониторинг принятия подзаконных актов во исполнение принимаемых законов, парламентское расследование и другие.
Как отмечалось в ходе заседания, особое значение имеет закрепление в законе организационно-правовых мер, которые могут быть приняты по результатам парламентского контроля, а также обязанностей субъектов парламентского контроля и государственных органов в ходе его осуществления.
По мнению сенаторов, принятие данного закона станет важным фактором дальнейшей реализации конституционного принципа разделения ветвей власти, создания между ними эффективной системы сдержек и противовесов, усиления роли Олий Мажлиса в системе органов государственной власти, обеспечения верховенства закона, законности, исполнения Конституции и законов Республики Узбекистан, повышения ответственности органов государственной власти и управления за исполнение возложенных на них задач. Закон одобрен сенаторами.
Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» (новая редакция), внесенный в нижнюю палату Олий Мажлиса Кабинетом Министров. Отмечалось, что закон направлен на совершенствование системы правового регулирования бухгалтерского учета в соответствии с международными принципами и стандартами, повышение прозрачности бухгалтерского учета, а также ответственности руководителей хозяйствующих субъектов, их бухгалтерских служб путем четкого разграничения их прав и обязанностей.
В законе устранены устаревшие нормы и пробелы в действующем законодательстве, выявленные в результате анализа практики его применения в системе организации бухгалтерского учета. Отдельные нормы приведены в соответствие с изменениями в национальном законодательстве и тенденциями развития бухгалтерского учета в международной практике. В частности, четко закреплены требования, предъявляемые к руководителям службы бухгалтерского учета, их квалификационным навыкам, работе по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, срокам хранения бухгалтерских документов, а также деятельности по организации внешнего и внутреннего контроля в этой сфере. С учетом масштабной работы, проводимой в стране по созданию условий для широкого развития частной собственности и предпринимательства, в законе устанавливается, что малые предприятия и микрофирмы представляют только годовую финансовую отчетность, состоящую из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, ряд других мер.
Законодательное закрепление нормы о возможности создания общественных объединений бухгалтеров, по мнению сенаторов, обеспечит необходимые условия для представления и защиты общих интересов бухгалтеров. Закон одобрен сенаторами.
В ходе пленарного заседания представители верхней палаты парламента рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», основной целью которого является дальнейшее совершенствование действующего законодательства в общественно-политической, социально-экономической и судебно-правовой сферах.
Данным законом вносятся изменения и дополнения в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, законы «О негосударственных некоммерческих организациях», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О государственном пенсионном обеспечении граждан», «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании», «О недрах», ряд других законодательных актов.
Так, данным законом внесены изменения и дополнения в законодательство, направленные на дальнейшее совершенствование инвестиционного климата и деловой среды, развитие предпринимательской деятельности.
Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2015 года «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» внесены изменения и дополнения в Закон «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», направленные на дальнейшее совершенствование системы корпоративного управления, повышение эффективности деятельности акционерных обществ. В частности, в законе устанавливается порядок, согласно которому увеличение уставного капитала акционерного общества осуществляется исключительно путем выпуска и размещения дополнительных акций. При этом запрещается формирование или увеличение государственной доли в уставном капитале акционерных обществ за счет имеющейся налоговой и иной задолженности перед государством при отсутствии согласия не менее двух третей частных акционеров.
Устанавливается порядок, в соответствии с которым выплата акционерным обществом начисленных дивидендов по простым акциям осуществляется с соблюдением равных прав акционеров на получение дивидендов.
В целях привидения в соответствие с действующим законодательством некоторых норм внесены изменения и дополнения в законы «О естественных монополиях» и «О защите прав потребителей». В соответствии с этими изменениями, в частности, устанавливается, что действия и решения должностных лиц контролирующих органов могут быть обжалованы непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо должностному лицу. При этом подача жалобы в суд приостанавливает исполнение обжалуемого действия или решения, за исключением действий или решений, связанных с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения, до вступления в законную силу решения суда.
Внесены изменения и дополнения в Закон «О недрах». Сенаторы отметили, что эти изменения будут способствовать дальнейшему повышению эффективности геологоразведочных работ и созданию конкурентной среды в сфере недропользования, а также улучшению правоприменительной практики в сфере рационального использования минерально-сырьевой базы республики.
Законом внесен ряд изменений и дополнений в законодательство, регулирующее отношения в судебно-правовой сфере. В частности, внесены поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности, предусматривающие дальнейшее совершенствование ответственности за ввоз и установку физически изношенного и морально устаревшего оборудования и технологий, что будет способствовать повышению эффективности масштабной работы, проводимой в стране по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей, структурным преобразованиям в экономике страны, а также экспортного потенциала, конкурентоспособности производимых товаров.
Повышается ответственность за нарушение порядка обеспечения безопасности полетов, правил паспортной системы. В соответствии с дополнениями в Гражданский кодекс усовершенствован порядок сдачи в аренду, безвозмездного пользования жилыми помещениями, контроля за их целевым использованием.
Сенаторы рассмотрели вопрос о Комиссии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по контролю за деятельностью органов прокуратуры. Отмечено, что за годы независимости осуществлена значительная по масштабам работа по реформированию судебно-правовой системы, направленная на обеспечение верховенства закона, законности в стране, надежной защиты прав и свобод граждан.
Одним из решающих условий дальнейшего продвижения осуществляемых сегодня реформ по формированию демократического правового государства, построению справедливого общества, углублению общественно-политических, социально-экономических реформ является безусловное исполнение законов, растущее правовое сознание граждан.
Важнейшая роль в эффективной реализации указанных задач принадлежит органам прокуратуры, на которые в соответствии с Конституцией и законами Республики Узбекистан возложены функции по надзору за точным и единообразным исполнением законов, предупреждению и профилактике правонарушений.
Вместе с тем, как отмечалось на заседании, в формировании и реализации установленной Конституцией страны «подотчетности органов прокуратуры Сенату Олий Мажлиса» необходимо наладить действенный механизм парламентского контроля за деятельностью Генеральной прокуратуры и ее органов на местах.
Необходимость усиления парламентского контроля за обеспечением законности в деятельности органов прокуратуры особо подчеркивалась в докладе Президента Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 23-й годовщине Конституции Республики Узбекистан.
В целях дальнейшего совершенствования организационно-правовых механизмов осуществления парламентского контроля за деятельностью органов прокуратуры, повышения эффективности их работы по обеспечению верховенства закона и законности в стране, надежной защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства 19 февраля текущего года было принято совместное постановление Кенгашей Сената и Законодательной палаты об образовании Комиссии Сената Олий Мажлиса по контролю за деятельностью органов прокуратуры.
Постановлением определено, что члены Комиссии избираются Сенатом из числа сенаторов на срок его полномочий в составе пятнадцати человек, представляющие все регионы республики.
В этой связи после обстоятельного и всестороннего обсуждения сенаторы сформировали и утвердили состав Комиссии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по контролю за деятельностью органов прокуратуры.
На Комиссию возложены задачи по осуществлению системного парламентского контроля за деятельностью органов прокуратуры, эффективностью выполнения возложенных на них функций по обеспечению верховенства закона и законности, защиты прав и свобод граждан, всестороннему изучению и обобщению правоприменительной практики органов прокуратуры, выработке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность органов прокуратуры, а также правоприменительной практики и методов их работы.
Далее сенаторы заслушали отчет о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) в 2015 году. Было отмечено, что деятельность омбудсмана в прошлом году была направлена на осуществление мер по усилению парламентского контроля за соблюдением прав и свобод человека органами государственной власти и управления, их должностными лицами, содействию совершенствованию законодательства в этой сфере.
Проведен ряд мероприятий по повышению правовой культуры населения и укреплению взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти и управления, правоохранительными и судебными структурами, совершенствованию механизма общественного контроля за их деятельностью в деле защиты прав и свобод человека.
Особое внимание уделялось рассмотрению омбудсманом обращений граждан о нарушениях их прав и свобод, принятию законных мер по их восстановлению.
Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека (омбудсманом) была отмечена тенденция роста правовой культуры и правовой грамотности среди населения.
В 2015 году омбудсман принял активное участие в разработке ряда законов, направленных на дальнейшее углубление демократических реформ в социально-экономической,общественно-политической и судебно-правовой сферах. Большая работа проведена по реализации постановления Сената «Об амнистии в связи с двадцать третьей годовщиной принятия Конституции Республики Узбекистан».
В ходе обсуждения сенаторы высказали ряд предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана).
Далее в соответствии с конституционными полномочиями сенаторы заслушали отчет о деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан за 2015 год. Отмечалось, что в условиях усиления парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти, в частности, по исполнению Государственного бюджета страны, профессиональная деятельность Счетной палаты является одним из действенных механизмов контроля и обеспечения целевого и эффективного расходования бюджетных средств. Всесторонний и комплексный анализ деятельности Счетной палаты, выработка сенаторами рекомендаций и предложений по дальнейшему совершенствованию ее работы являются одними из важнейших функций Сената Олий Мажлиса.
Деятельность Счетной палаты осуществлялась на основе задач, определенных главой государства на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан, посвященном итогам социально-экономического развития в 2014 году и приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год, состоявшемся 16 января 2015 года.
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Узбекистан проведены внешний аудит и оценка отчета об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан за 2014 год, осуществлена экспертиза основных направлений налогово-бюджетной политики и проекта Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2016 год. По результатам аудита и экспертиз в Кабинет Министров внесены соответствующие заключения Счетной палаты.
В отчетном году Счетной палатой проведены контрольные мероприятия на 90 объектах страны по 30 направлениям.
По результатам совместных проверок в отдельных регионах страны определены дополнительные резервы по увеличению доходной базы и оптимизации расходов местных бюджетов, а также дана оценка мерам по реализации государственных программ.
По итогам контрольных мероприятий в адрес проверенных министерств и ведомств направлено 28 информационных писем Счетной палаты, включающих перечень мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства, а также предложения по совершенствованию нормативно-правовых актов. В результате принятых мер за отчетный период в доход государства взыскано 75,9 миллиарда сумов.
В ходе обсуждения отчета сенаторы высказали рекомендации, направленные на усиление и повышение эффективности контрольных мероприятий Счетной палаты, принятие необходимых мер по сокращению финансовых правонарушений и их предотвращению в будущем. Выработаны предложения по активизации взаимодействия Счетной палаты и Олий Мажлиса в сфере осуществления парламентского контроля за исполнением Государственного бюджета.
На этом первый день работы пятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан был завершен.
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан
Источник: УзА
События
14
Января