Новый этап качественного роста национальной экономики
2016-02-19
Эффективная экономическая политика руководства Узбекистана позволила стране обеспечить высокие темпы экономического роста даже в условиях серьезного кризиса в мировой экономике.
Турбулентность на мировых рынках
Ведущие аналитики и эксперты в области мировой экономики оценивают прошедший 2015 год как наиболее турбулентный и весьма неустойчивый этап развития мировых товарных и финансовых рынков. Еще несколько лет тому назад невозможно было представить степень волатильности цен на основных сырьевых рынках, например, рынке нефти, на уровне 4—5 процентов в ежедневном измерении. Такая тенденция на товарно-сырьевых рынках способствовала непредсказуемости мирового финансового, особенно валютного рынка, из-за которой пострадал ряд развитых и быстроразвивающихся стран.
В настоящее время мы наблюдаем тенденцию оттока капиталов транснациональных компаний (ТНК) из отдельных развивающихся стран в сторону «материнских» компаний. Указанный неблагоприятный тренд еще больше нагнетается усиливающимся в последние годы риском дальнейшего снижения эффективности прямых иностранных инвестиций на развивающихся рынках мира.
Прогнозы МВФ по мировому экономическому росту в 2016 и 2017 годах — 3,4 процента и 3,6 процента соответственно учитывают, что «риски для мировых перспектив все еще смещены в сторону снижения роста и связаны с продолжающимися корректировками в мировой экономике: общим замедлением роста в странах с формирующимся рынком, перебалансировкой или снижением цен на биржевые товары и постепенным ужесточением необычно мягких денежно-кредитных условий в разных странах. Если трудности, связанные с этими ключевыми процессами, не будут успешно преодолены, мировой рост может застопориться».
Узбекистан на фоне глобальной нестабильности
Указанные выше риски экономического роста и неустойчивость мирового рынка являются весьма отрицательным сигналом для движения инвестиционного капитала, который прежде всего стремится в стабильные, безопасные и прибыльные регионы. В этом контексте анализ социально-экономического развития Узбекистана в 2015 году показывает, насколько умело и эффективно была проведена экономическая политика, которая способствовала
созданию благоприятного бизнес-климата в стране и, следовательно, притоку огромных прямых иностранных инвестиций в различные проекты по модернизации отраслей экономики.
В отчете миссии МВФ по итогам ее работы в Республике Узбекистан в мае 2015 года отмечено, что «... в 2015 году экономический рост, как ожидается, по-прежнему будет высоким благодаря недавно принятым программам модернизации промышленности и инфраструктуры, а также программам приватизации и корпоративному управлению, которые будут способствовать структурным реформам и снижению роли государства в экономике».
Как было отмечено в докладе Президента Ислама Каримова в январе нынешнего года, мы имеем все основания заявить о том, что в истекшем году сделаны решительные шаги в осуществлении принципиально важных реформ, направленных на достижение нашей главной цели — выйти на уровень развитых демократических государств мира с сильной социально ориентированной экономикой, обеспечивающей достойный уровень и качество жизни наших людей. Эти результаты Узбекистана сегодня признаются всеми, о них говорят рейтинги и МВФ, и Всемирного банка, и Всемирного экономического форума (ВЭФ).
В связи с этим нельзя не обратить внимание на авторитетный рейтинг ВЭФ, который включил Узбекистан в пятерку стран с самой быстроразвивающейся экономикой в мире по итогам 2014—2015 годов и прогнозам роста на 2016—2017 годы. Известно, что при подготовке ежегодных докладов о глобальной конкурентоспособности ВЭФ исходит из первостепенной важности усилий руководства страны по созданию институтов и инструментов для национальных экспортеров для усиления их международных конкурентных позиций. В этом контексте вышеуказанный рейтинг Узбекистана является справедливой оценкой и признанием всей экономической политики, проводимой руководством республики.
Совершенствование делового климата в стране
Ретроспективный анализ приоритетов и результатов экономической политики Республики Узбекистан за годы независимости свидетельствует о незыблемости принципов «узбекской модели» социально-экономиче-ского развития страны. Последовательно претворяя в жизнь принцип поэтапности реформ, государство неуклонно, с учетом их приоритетности и экономической целесообразности создает условия для институционального укрепления ключевых секторов национальной экономики, формирует благоприятную бизнес-среду и механизмы рыночного саморегулирования для достижения ее оптимального структурного состава.
Убедительным признанием позитивных преобразований в сфере создания благоприятных условий для ведения бизнеса, особенно в секторе малого бизнеса и частного предпринимательства, правильности избранного в нашей стране курса на модернизацию базовых отраслей экономики путем привлечения передовых зарубежных технологий и оборудования следует рассматривать итоги опубликованного в октябре 2015 года ежегодного доклада «Ведение бизнеса» («Doing Business») группы Всемирного банка. В данном рейтинге, рассчитываемом по десяти ключевым индексам, оценивается качество деловой среды для развития частного предпринимательства по 189 странам мира.
Впечатляющий рост позиции Узбекистана за год со 103-го места на 87-е место в этом всемирно известном и очень престижном на мировом рынке капитала страновом рейтинге качества деловой среды свидетельствует о международном признании кардинальных изменений в проводимой экономической политике государства, а также о существенных качественных сдвигах в организации частного предпринимательства в нашей стране.
Более того, по итогам осуществленных в 2015 году действенных реформ в области улучшения бизнес-климата и, как следствие, значительного укрепления международной рейтинговой позиции Узбекистан вошел в первую десятку стран мира, достигших наилучших показателей. Следует признать, что этот показатель является результатом последовательно проводимых реформ согласно Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, разработанной Президентом Исламом Каримовым.
Малый бизнес в приоритете реформ
В последние годы в Республике Узбекистан делался акцент на такие драйверы экономического роста, как развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, улучшение бизнес-среды и инвестиционного климата, расширение спроса и
укрепление платежеспособности внутренних потребителей, реализация важнейших проектов модернизации, технико-технологического обновления отраслей и предприятий реального сектора экономики, инициирование крупных инфраструктурных проектов.
Внимательное ознакомление с положениями и выводами доклада Президента страны на расширенном заседании правительства 15 января с.г. наводит на мысль, что развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане имеет не только чисто экономическое содержание — оно также несет собою значительную социальную нагрузку. По итогам 2015 года доля малого бизнеса и частного предпринимательства достигла 56,7 процента объема ВВП страны. На данный сектор экономики приходится треть объема промышленного производства, 98 процентов сельскохозяйственной продукции, более
25 процентов экспорта товаров и услуг. Вместе с тем на фоне этих чисто экономических показателей мы должным образом обязаны оценить его социальную значимость — 77 процентов занятого населения трудится в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства.
Исследования показывают, что нынешняя волна мирового экономического кризиса особенно остро ощущается в секторе малого бизнеса и в сфере занятости, где в ряде стран Европы, таких, как Греция, Испания, Португалия, именно молодежь страдает от нехватки рабочих мест. На фоне такой напряженной ситуации в недавно весьма благоприятных европейских странах создание в 2015 году в Узбекистане 980 тысяч рабочих мест, 60 процентов из которых — в сельской местности, является убедительным подтверждением социальной ориентированности «узбекской модели» экономического роста.
Инвестиционный сектор: будущее закладывается сегодня
В предыдущие годы руководство республики акцентировало свое внимание на модернизации производственного сектора, укреплении банковской сферы в качестве основного института кредитования крупных проектов экономического роста. Прошедший год стал своего рода промежуточным итогом проводимой инвестиционной политики, создания модернизированного производственного сектора, дальнейшего усиления промышленности в целях максимального импортозамещения и укрепления экспортного потенциала страны.
Оценки ЮНКТАД, изложенные в Докладе о мировых инвестициях, опубликованном еще летом 2015 года, показывают высокую турбулентность на рынке движения глобального частного капитала. Например, в 2014 году наблюдалось резкое снижение глобального объема прямых иностранных инвестиций на уровне 16,3 процента по сравнению с предыдущим годом. Хотя в 2015 году ожидалось существенное усиление движения мировых прямых инвестиций, все же последние события в странах Ближнего Востока отрицательно отразились на подобных прогнозах.
Несмотря на указанные выше неблагоприятные внешние условия, итоги реализации Инвестиционной программы Узбекистана в 2015 году свидетельствуют о сохранении тенденции быстрого роста инвести-ционных вложений в экономику страны. Так, в 2015 году было привлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 миллиарда долларов, или с ростом по сравнению с 2014 годом на 9,5 процента. Следует обратить внимание на то, что 21 процент, или 3,3 миллиарда долларов, вложенных в экономику инвестиций, — это зарубежные инвестиции, из которых 73 процента — прямые иностранные инвестиции в самые передовые производственные и инновационные проекты.
Результатом активной инвестиционной деятельности в 2015 году стали такие созданные дополнительные возможности, как модернизация Ташкентской ТЭС и Чарвакской ГЭС, Кунградского содового завода, расширение производства в АО «Самаркандкимё» и АО «Моторный завод». Наиболее наглядные результаты эффективного освоения иностранных инвестиций мы можем наблюдать на отечественном автомобильном рынке.
В частности, во всех уголках республики можно увидеть, как современные автомобили «GM Uzbekistan» стремительно вытесняют с рынка устаревшие модели достойно конкурируют с такими мировыми гигантами, как «Toyota», «Nissan» и «Hyundai», постепенно выходят на престижные сегменты рынка, где законодателями трендов являются производители всемирно известных моделей автомобилей, таких, как «Mercedes», «BMW», «Audi», и других.
Главной опорой развития инвестиционного сектора, важнейшим компонентом благоприятности инвестиционного климата в стране, а также эффективным звеном всей рыночной инфраструктуры Узбекистана продолжает оставаться надежный и стабильный банковский сектор. Совокупный капитал данного сектора сегодня достиг 7,8 триллиона сумов, уровень достаточности его капитала, составляя 24 процента, в 3 раза превышает международные нормы, а ликвидность — в 2 раза выше самых высоких международных индикаторных оценок.
Корпоративный сектор в фарватере инновационного развития
Известно, что мировая тенденция обеспечения условий для устойчивого роста экономики, базирующаяся на активном использовании интеллектуального потенциала, повышении эффективности вовлечения нематериальных ресурсов в производственный оборот, а также бережном использовании внутренних минерально-сырьевых ресурсов, предполагает значительное усиление роли финансовых рынков и институтов в развитии национальных экономик.
В этой связи принятие в первом полугодии 2015 года солидного пакета законов, указов и постановлений Президента и правительства, направленных на дальнейшее совершенствование и развитие финансовых рынков и институтов, свидетельствует о новом акценте руководства республики в обеспечении условий для достижения высоких темпов развития национальной экономики.
Принципиальным отличием нового этапа проводимых в стране экономических преобразований является то, что в фарватер экономического роста, модернизации и усиления конкурентоспособности экономики выводится корпоративный сектор. Предпринимаемые меры и создаваемые механизмы направлены на то, чтобы именно корпоративный сектор вышел на арену экономических преобразований в качестве главного драйвера привлечения как иностранных, так и внутренних инвестиций. Особый акцент при этом делается как на внедрении лучших зарубежных, так и на разработке собственных передовых высокопроизводительных и инновационных технологий, позволяющих осваивать выпуск самых лучших образцов производственного оборудования и техники во всех сферах их применения.
Возрастание роли корпоративного сектора в качестве основного драйвера экономического роста подтверждается всем ходом развития мировой экономики. По оценкам экспертов, сегодня ТНК, представляющие глобальный корпоративный сектор, контролируют более 70 процентов глобальных инноваций, около
80 процентов прямых иностранных инвестиций на развивающихся рынках, свыше 50 процентов глобальной торговли. Например, основные глобальные инновации в сфере информационно-коммуникационных технологий в мире приходятся на долю компаний, работающих под брендами «Apple», «Samsung» и «Microsoft», автомобилестроения — «Toyota», «Nissan» и «Hyundai», банковско-инвестиционных услуг — «HSBC», «Morgan Stanley Bank», «Citibank» консультационных и рейтинговых услуг — «Standard and Poor’s», «Moody’s», «Fitch Ratings» и т. д.
В настоящее время обеспечение технологической самодостаточности и безопасности экономики, преодоление технологической отсталости отдельных ключевых отраслей и предприятий является задачей государственной важности. Несмотря на высокую мобильность сектора малого бизнеса в условиях резко возросшей за последние десятилетия конкуренции, он все же не в состоянии обеспечить разработку и внедрение современных инновационных технологий во многих отраслях экономики.
Принимая во внимание передовой международный опыт и накопленные в мировой экономике тенденции, руководство Узбекистана рассматривает корпоративный сектор, внедрение современных форм и методов корпоративного управления в акционерных обществах, создание реальных условий и механизмов активизации фондового рынка, обеспечение действенных стимулов и мотиваций для привлечения свободных средств предприятий и населения в инвестиционный оборот в качестве основных приоритетов инновационного развития национальной экономики.
2016 год: дан старт технологическому прорыву
Учитывая остроту и уникальность ситуации на мировом рынке инвестиционных ресурсов, органы государственного и отраслевого управления, а также экономические министерства республики реализуют кардинальные изменения в инвестиционной политике, перенаправив ее вектор на обеспечение лучшего делового климата для малого бизнеса и частного предпринимательства, а также инновационного прорыва в реальном секторе экономики Узбекистана.
В докладе Президента Ислама Каримова глубоко проанализированы важнейшие приоритеты программы экономического развития страны в 2016 году и, по сути, дан старт технологическому прорыву в экономике. Нет сомнения, что каждый указанный главой государства приоритет развития является предметом для отдельного научного исследования. В этой связи хотелось бы заострить внимание на идеях и выводах главы государства о необходимости скорейшего преодоления технологической зависимости и обеспечения технологической самодостаточности в ключевых отраслях промышленности.
В этом контексте нужно обратить внимание на то, что в 2016 году намечена реализация 164 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью более 5 миллиардов долларов, а общий объем инвестиций на модернизацию и структурные преобразования составит 17,3 миллиарда долларов. Надо отметить, что указанные проекты позволят стране заложить основу прежде всего для технологического прорыва в ключевых отраслях экономики, обеспечивая широкие возможности для малого бизнеса и частного предпринимательства в рамках участия в создаваемых инновационных региональных и отраслевых промышленных кластерах.
Исходя из глубокого анализа тенденций развития мировой экономики, реальной оценки наших ресурсов и возможностей, главой государства предложена стратегическая перспектива для страны — не менее чем в 2 раза увеличить к 2030 году объем валового внутреннего продукта. Прежде всего ставится задача увеличить долю промышленности с 33,5 процента в 2015 году до 40 процентов в 2030 году. Данная стратегическая задача свидетельствует о стремлении руководства республики в ближайшие годы полностью обеспечить технологическую самодостаточность экономики и преодолеть ее зависимость от зарубежных технологий, прежде всего в ключевых, структурообразующих отраслях экономики. Страна, обеспечивающая на протяжении более 10 лет устойчивый экономический рост вопреки продолжающемуся мировому финансово-экономическому кризису, вправе ставить перед собой такие грандиозные и амбиционные задачи.
В Узбекистане имеется богатый опыт радикальной переориентации национальной экономики. Например, на заре обретения государственной независимости проведение глубоко продуманной структурной политики позволило в кратчайшие сроки обеспечить сначала продовольственную, а затем и энергетическую независимость молодого государства. Высокая эффективность оптимизации отраслевой структуры экономики в сочетании со сбалансированным социально-экономическим развитием регионов позволили обеспечить высокие по мировым меркам темпы экономического роста, макроэкономическую устойчивость и финансовую стабильность хозяйственной системы.
В настоящее время республика располагает богатым опытом создания конкурентоспособных отраслей и предприятий с участием известных ТНК, таких, как автомобилестроение, текстильная отрасль, фармацевтика, газонефтедобыча и переработка, телекоммуникации, электроника и т. д. Вместе с тем сегодня речь идет о создании качественно новых драйверов экономического роста, формирование которых будет способствовать обеспечению макроэкономической устойчивости всей национальной экономики в условиях турбулентности на мировых рынках товаров, финансов и технологий. Только такие технологии и их носители в форме высоко ин-тегрированных корпоративных бизнес-структур могут обеспечить качественно новый уровень производительности труда, освоить выпуск наукоемкой экспортной продукции, обладающей высокой добавленной стоимостью и способны поддержать соответствующий уровень конкурентоспособности выпускаемых ими товаров и услуг.
Решение данной проблемы кроется не только в своевременной разработке, но и в качественной реализации огромного потенциала прорывной структурной, т. е. промышленной политики, акцентированной прежде всего на умелом использовании передовой зарубежной техники и новейших технологий, позволяющих не только выпускать конкурентоспособную экспортную продукцию, но и закладывать прочную базу для создания собственных пионерных технологий по производству средств производства.
Таким образом, 2016 год станет началом нового этапа качественного роста экономики, прежде всего вывода ее на новые технологические рельсы, ориентированные на разработку и ускоренное внедрение собственных инновационных технологических решений, обеспечение технологической самодостаточности экономики. Действительно, жить и трудиться во благо процветания страны в эпоху крупных технологических перемен — это гордость и счастье для каждого из нас.
Адхам БЕКМУРАДОВ,
доктор экономических наук, профессор.
Источник: «Народное слово»
События
14
Января