Эффективность принимаемых мер по обеспечения надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития
2015-12-29
За годы независимости в Республике Узбекистан осуществляется системная работа по либерализации экономики, внедрению рыночных принципов и механизмов управления, формированию благоприятного делового климата, устранению излишних бюрократических барьеров и препон на пути развития частной собственности и частного предпринимательства.
Новым этапом реформ стала принятая в начале года Президентом страны Программа дальнейшего реформирования, структурных преобразований и диверсификации экономики на 2015-2019 годы, которая напрямую связаны с кардинальным повышением роли и значения частного сектора в процессах модернизации экономики и повышении ее эффективности.
При этом, три из семи ключевых направлений Программы направлены на обеспечение кардинальное повышения роли и места частной собственности в экономике республики, ликвидации преград и ограничений на пути развития частной собственности и частного предпринимательства, сокращения государственного присутствия в экономике.
Одним из основных направлений данной Программы является утвержденная 15 мая т.г. Указом Президента Республики Узбекистан Программа мер по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития, предусматривающая реализацию 33 конкретных мероприятий по четырем ключевым направлениям дальнейшего обеспечения надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятия преград для их ускоренного развития.
Особое внимание в Программе мер обращено на создание необходимых условий и возможностей для ускоренного развития частной собственности и частного предпринимательства, дальнейшее упрощение порядка их создания и организации деятельности, предоставление большей свободы для предпринимательства за счет либерализации административного
и уголовного законодательства.
В рамках реализации настоящего Программы:
- внедрен упрощенный порядок организации государственных закупок товаров (работ, услуг) первой необходимости у субъектов предпринимательства посредством электронных торгов через специальный информационный портал Узбекской Республиканской товарно-сырьевой биржи;
- утвержден исчерпывающий перечень документов, требуемых при осуществлении экспортно-импортных операций и установлен запрет на истребование дополнительных документов, не предусмотренных в данном перечне документов;
- индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица предоставлено право нанимать от одного до трех работников в зависимости от вида деятельности.
Кроме того, 28 сентября т.г. принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно», согласно которому с 1 января 2016 года 16 видов государственных услуг будут оказываться исключительно через единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно», создаваемые на базе инспекций по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов).
С 1 января 2016 года будет внедрен упрощенный порядок предоставления юридическим и физическим лицам земельных участков в постоянное пользование на основе конкурса для осуществления предпринимательской деятельности, а также подключения субъектов предпринимательства к инженерно-коммуникационным сетям на условиях «под ключ».
В рамках мер по дальнейшему усилению защиты законных прав и гарантий частного предпринимательства с 1 июля 2015 года Генеральной прокуратурой внедрена система круглосуточного приема обращений субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства по вопросам необоснованного вмешательства государственных, правоохранительных и контролирующих органов в их деятельность, воспрепятствования предпринимательской деятельности и нарушения прав собственников.
Важнейшим документом в реализации указанной программы стал Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития», включающий изменения и дополнения в более чем 40 законодательных актов, затрагивающих практически все аспекты деятельности субъектов предпринимательства.
В частности, введен уникальный в международной практике порядок, в соответствии с которым не возбуждается уголовное дело и лицо освобождается от ответственности, если оно впервые совершило преступление, связанное с уклонением от уплаты налогов или других обязательных платежей, и полностью возместило нанесенный государству ущерб в течение 30 дней после обнаружения преступления.
Также не будет применяться наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы при полном возмещении должностными лицами хозяйствующих субъектов нанесенного материального ущерба по отдельным видам правонарушений. При этом, отдельные виды правонарушений в сфере торговли и посреднической деятельности переведены из уголовной
в административную юрисдикцию.
Усилению защиты прав и гарантий субъектов предпринимательства направлена норма, в соответствии с которой проверки правоохранительными органами в связи с возбужденными уголовными делами осуществляются только с участием привлеченных хозяйствующими субъектами адвокатов.
Одновременно с либерализацией законодательства, усилены меры ответственности контролирующих и правоохранительных органов за нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. В Уголовный кодекс введены новые меры ответственности должностных лиц, вплоть до лишения свободы,
за неправомерный отказ и воспрепятствование в применении льгот и преференций, предоставленных субъектам предпринимательства, а также принудительное привлечение хозяйствующих субъектов к благотворительности и иным мероприятиям, связанным с отвлечением денежных средств.
Наряду с этим, Закон усилил роль судебных органов в защите интересов предпринимателей. Отныне, только по решению суда может осуществляться конфискация имущества субъектов предпринимательства в связи с нарушением ими налогового и таможенного законодательства, а также взыскание доначисленных таможенных платежей.
Более того, хозяйственным судам предоставлены все права по приостановлению исполнения обжалуемого действия (решения) контролирующего органа.
Закрепление на законодательном уровне этих и других новых норм направлено на дальнейшее усиление гарантий защиты частной собственности, устранение барьеров и преград на пути развития предпринимательства, обеспечение неотвратимости ответственности должностных лиц правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов
за воспрепятствование и незаконное вмешательство в их деятельность.
Кроме того, утверждены Прогнозные параметры выделяемых кредитов коммерческими банками субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства на 2015-2019 годы. Так, в соответствии с данными параметрами за 9 месяцев т.г. выделены кредиты в размере 9,6 трлн. сум с ростом в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, в том числе 2,03 триллиона сумов микрокредитов, освоены кредитные линии международных финансовых институтов в объеме 134,8 миллиона долларов.
Реализуемые меры по формированию деловой среды, всесторонней поддержке и дальнейшему стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства способствовали созданию за 9 месяцев текущего года 21,4 тысячи новых субъектов малого бизнеса (на 6 процентов больше аналогичного периода 2014 года). Наибольшее количество субъектов малого бизнеса создано в сфере промышленности и других производственных отраслях (35,9 процента от общего количества), торговли и общепита (30,2 процента), а также строительства (11,5 процента).
В результате по итогам 9 месяцев текущего года доля малого бизнеса в ВВП увеличилась до 53,6 процента (52,9 процента – за 9 месяцев 2014 года), в промышленности – до 34,6 процента (31,1 процента), в платных услугах – до 49,3 процента (47 процентов) и в занятости – до 77,5 процента (77,1 процента).
Проводимые реформы в сфере предпринимательской деятельности получают широкое признание со стороны ведущих международных организаций, таких как Всемирный банк, Азиатский банк развития, Международная финансовая корпорация, ПРООН, а также правительств зарубежных стран.
Так, в опубликованном 27 октября 2015 года докладе Всемирного банка и Международно финансовой корпорации «Ведение бизнеса 2016: оценка качества и эффективности регулирования» Узбекистан занял 87-е место среди 189 стран мира, что существенно выше по сравнению с 141-ым местом, которое занял Узбекистан в предыдущем отчете «Ведение бизнеса». При этом, Узбекистан вошел в пятерку стран с наибольшим улучшением своего рейтинга.
Источник: Министерство экономики Республики Узбекистан
События
14
Января